HOME
Быть интеллигентом -
привилегия
или ответственность?


Нателла Акаба
Центр поддержки демократии и прав человека
Социальные потрясения последнего десятилетия изменили в нашей жизни слишком многое, чтобы мы могли делать вид, что ничего не изменилось. Но как ни удивительно, общество почти не предпринимает попыток осмыслить эту трансформацию и спрогнозировать ее возможные последствия. Наверное, никто, кроме интеллигенции, и не может дать всеобъемлющую картину недавнего прошлого и настоящего, и ее затянувшееся молчание является красноречивым свидетельством духовной болезни.
Излишне говорить, что сегодня интеллигенция оказалась в труднейшем положении. И дело не только в унизительном бедном существовании подавляющего большинства обладателей некогда заветных дипломов о высшем образовании. Общество постепенно привыкает к тому, что быть интеллигентом непрестижно. Спросите у любого школьника, кем он хочет стать. И вы услышите шокирущий ответ: почти никто не хочет стать учителем или писателем, но зато многие находят привлекательной "профессию" вора в законе.

Хотя в такой переоценке ценностей нет ничего абсолютно неожиданного, если внимательно посмотреть по сторонам. В глазах подрастающего поколения более чем скромно одетые, худосочные интеллигенты, пешочком прогуливающиеся по городу и обсуждающие наболевшие житейские проблемы, выглядят совершенно неубедительно. Совершенно другое дело - благоухающие французскими ароматами и вполне уверенные в себе владельцы шикарных "тачек", в карманах которых никогда не переводятся деньги.
Для юноши, выбирающего жизненный путь, не так уж важно, честным или криминальным путем добыты эти деньги, главное, чтобы их было побольше. И очень трудно осуждать юных за желание преуспеть в жизни и получить доступ ко всем тем благам, с которыми они визуально уже давно познакомились с помощью ТВ и видеокассет.
Но возникает вопрос: а есть ли будущее у общества, в котором материальное все больше вытесняет духовное, а интеллигенция за ненадобностью все более оттесняется на периферию общественного развития?

В поисках ответа на этот неприятный вопрос нельзя избежать рассуждений на тему, а кого, собственно, мы называем интеллигентом. Трудно согласиться с теми, что всякий кто одолел программу вуза и благополучно сдал все экзамены, автоматически получает право именовать себя интеллигентом. К сожалению, такое вульгарное восприятие интеллигентности широко распространено в нашем обществе. По-видимому, это идет со времен ленинских рабфаков. Но для абхазского общества такие критерии интеллигентности скорее являются навязанными извне. Все мы знаем о важной роли в происходивших в Абхазии событиях хранителей народной, а не книжной мудрости, которые многим обладателям дипломов могли бы преподать урок интеллигентности.

Скорее всего, интеллигенция выполняла в абхазском обществе несколько важных социальных функций. С одной стороны, она была связующим звеном между прошлым и будущим, являясь транслятором своеобразного послания прошлых поколений потомкам. Интеллигенция не давала нам стать манкуртами - людьми, лишенными исторической памяти. Поэтому народ в целом чтил свою интеллигенцию, живо прислушивался к ее мнению.
В то же время эта роль - носителей знаний и культурных традиций - влечет за собой другую, не менее важную социальную функцию: быть ответственными перед остальным обществом за все происходящее в стране. Интеллигент не имеет права молчаливо наблюдать или отмалчиваться, он обязан быть в эпицентре событий и влиять на них, не перекладывая всю ответственность на стоящих у руля управления государством. И особенно эта функция важна сегодня, когда нам представился шанс, и, скорее всего, последний, строить свое будущее.
Надо признать, что в советское время абхазская интеллигенция в целом довольно адекватно реагировала на вызовы времени. Конечно, было бы преувеличением утверждать, что все представители интеллигентского племени были всегда на высоте - некоторые проявляли малодушие в ответственную минуту, другие пресмыкались перед властью, в надежде урвать себе кусочек пожирнее. По правде, говоря, раболепие перед начальством во все времена позволяет определенной категории людей неплохо устраиваться в жизни. Все эти огрехи и грешки некоторых наших интеллигентов были прекрасно известны в небольшом абхазском сообществе. Но гораздо больший резонанс получали мужественные поступки отдельных представителей интеллигенции, их отказ от компромисса с властями, их мужество в защите национальных интересов. До сих пор их имена вспоминают с особым чувством.

Конечно, война и послевоенная неразбериха не самое благоприятное время для интеллигентного человека. Гибель близких, лишения и потери - все это нанесло сильнейшую травму нашей интеллигенции. О резком падении жизненного уровня и говорить не приходится. Истинно интеллигентному человеку очень трудно приспособиться к новым реалиям. Видя натруженные, мозолистые руки многих представителей нашей творческой и научной "элиты", вынужденной теперь проводить время не за письменным столом, а на кукурузном поле, начинаешь задумываться: а сохранится ли наша интеллигенция или вымрет, как вымерли в свое время мамонты, не сумевшие вписаться в новые жизненные условия? Ведь согласно классическому определению, интеллигент - это человек умственного труда. Можно ли считать интеллигентом ученого, который лишен возможности читать новую литературу по своей специальности или выступать на конференции перед своими коллегами из других стран, а вместо этого вынужден в поте лица добывать себе хлеб насущный.

Да, сегодня принадлежать к интеллигенции уже не означает принадлежать к кругу "избранных". Да, интеллигенция сегодня ощущает свою невостребованность. Но не пришло ли время признать, что есть вина и самой интеллигенции в том, что произошло. Ведь она пока не сказала своего главного слова о том, что с нами произошло, хотя ясно, что за нее это никто не сделает. Сказать это слово означает нести на себе большой груз ответственности за судьбу своего народа, по сравнению с другими членами общества. Но насколько наша интеллигенция готова сегодня взвалить на себя этот груз?


Информационно-аналитический журнал "Гражданское общество", №4
Сухум, 2000

 © The Newspaper&Coffee WEB Team 2000-2001

Hosted by uCoz