HOME

Абхазия - в XXI век

Государственная программа социально экономического развития Республики Абхазия
на 2000 - 2010гг
Кабинет Министров Республики Абхазия

Публикация проекта "Государственная программа социально-экономического развития Республики Абхазия на 2000-2010 гг.", разработанная Кабинетом Министров РА, ставит задачей ознакомить широкую общественность с этим важнейшим документом и пригласить ее к активному его обсуждению, 20 разделов программы отразили многочисленные проблемы долгосрочной перспективы, и тем ни менее правомерно ожидать, что учет дополнительных мнений представителей различных слоев населения - ученых,специалистов экономической и социальной сферы, работников министерств и ведомст, жителей городов и сел - позволит обогатить программу, не упустить в ней ни одного, сколько-нибудь важного момента.

"Абхазия - в XXI век" - такой заголовок предпослан проекту программы. И от каждого из нас, от нашей гражданской заинтересованности и инициативности в немалой мере зависит, какой будет входить Республика Абхазия в третье тысячелетие, какие перспективы откроются перед нею, как она будет развиваться.Приглашаем вас к разговору, уважаемые читатели!
Прокомментировать
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Состояние экономики Абхазии в послевоенный период

2. Геополитическое положение

3. Цели и задачи долгосрочной программы

4. Экономический потенциал Абхазии

5. Основные приоритеты и направления долгосрочной программы

6. Правовая основа реализации программы

7. Аграрный сектор и земельная реформа

8. Реорганизация государственных органов учёта и статистики

9. Совершенствование системы государственного управления экономикой

10. Финансовая, бюджетная и банковская политика

11. Налоговая политика

12. Структурная политика

13. Разгосударствление и приватизация

14 Внешнеэкономическая деятельность

15. Основные направления экономической политики

    а) топливно-энергетический комплекс

    б) курортно-туристический комплекс

    в) транспортный комплекс

    г) стимулирования малого бизнеса

    д) строительный комплекс

16. Культура, образование, наука, здравоохранение

    а) в области культуры

    б) в области науки

    в) в области образования

    г) в области здравоохранения

17. Социальная политика

18. Физкультура, спорт и государственная молодёжная политика

19. Экология

20. Репатриация

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий документ представляет собой программу целей и задач, стоящих перед нашим многонациональным народом.Последние сформулированы в преамбуле Конституции Республики Абхазия, являющейся как основным законом государства, так и путеводной звездой всего народа, который провозгласил Конституцию «осуществляя своё право на самоопределение, стремясь содействовать всеобщему благоденствию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие».Эти цели и задачи по существу и являются идеологией нашего многонационального государства.В политическом плане народ ставит перед собой задачу строительства независимого (суверенного), демократического, правового государства, субъекта международного права, т. е., проще говоря, государства, в котором только народ - граждане РА - является единственным источником власти, осуществляющим её непосредственно или через своих представителей; государства, в котором все его граждане равны перед законом.В социально - экономическом плане перед нами, согласно Конституции Р.А., стоит задача «содействовать всеобщему благоденствию, внутреннему спокойствию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие».Звучит как в известном «Манифесте». Не удивительно, если вспомнить, что «Манифест» возник, как попытка ответа на животрепещущие вопросы, волновавшие лучшие умы человечества: как сделать так, чтобы общество в целом, и каждый гражданин в отдельности могли достичь благополучия. Совершенно естественно, что те же вопросы занимают умы и многих наших сограждан, которых волнует судьба отечества, судьба многонационального народа. Мы должны, мы обязаны проторить путь к достойной жизни.Вместе с тем, очевидно, что могут пройти долгие годы, прежде чем долгосрочные цели и задачи, поставленные перед собою, станут реальностью. Есть много объективных и субъективных причин, в силу которых процесс развития пост советского общества в демократическое, правовое, с высоким уровнем социальных гарантий, прав человека может занять не один десяток лет. Примером могут служить в частности многие государства «западной демократии».Эти цели и задачи общества заставляют переосмыслить стратегию нашего развития. Во времена, когда Абхазия была частью единого политического, военного, экономического и т. п. пространства, она играла свою естественную роль в «разделение труда», сложившемся в СССР. Здесь выращивали многие субтропические культуры, которые не могли расти в других регионах государства. Здесь отдыхали, восстанавливали своё здоровье миллионы людей из разных регионов СССР. Иначе говоря, Абхазия была необходимой частью единого организма, который, в свою очередь, обеспечивал её всем жизненно необходимым.В нынешних условиях перед нами стоит более сложная задача - не только сохранить своё место на рынке товаров и услуг, предопределённое природно-климатическими условиями, но и самостоятельно обеспечить свою национальную безопасность, решить социальные проблемы. Это значит, в частности, обеспечить себя минимально необходимыми продуктами питания, товарами и услугами, которые могут быть произведены на месте.Именно под этим углом зрения формируется программа социально-экономического развития Абхазии на 2000 - 2010 гг.
1. Состояние экономики Абхазии в послевоенный период
РА расположена в северо-западной части Закавказья. С севера по реке Псоу республика граничит с Краснодарским краем Российской Федерации, а с юга, по реке Ингури, с Республикой Грузия. С запада и юго-запада граница омывается Чёрным морем, а с северо-востока отгорожена Кавказским хребтом. Республика Абхазия состоит из 7 районов, её площадь составляет 8,6 тыс. кв. км., население - более 320 тыс. человек. В результате грузино-абхазской войны 1992-93 гг. экономике РА причинен значительный материальный ущерб. Специальные правительственные комиссии произвели оценку ущерба, причиненного народному хозяйству, на основании действующих расценок, укрупненных капиталовложений по видам и составу работ, с соответствующим коэффициентом инфляции по состоянию на 1.01.1995 г.В значительной степени пострадали топливно-энергетический комплекс, транспортная инфраструктура, строительный и агропромышленный комплекс, объекты связи и жилищно-коммунального хозяйства, памятники истории и архитектуры, градостроительства, учебные заведения и научно-исследовательские институты, а также индивидуальные личные дома и квартиры.Общая сумма ущерба оценивается в 11, 3 млрд. дол. США.Процесс восстановления экономики РА происходит в сложной политической обстановке, что, естественно, негативно отражается на темпах восстановительных работ. Положение усугубляется осуществляемой в отношении Абхазии экономической блокады со стороны России и стран СНГ, а также дефицитом денежных и материальных ресурсов, политической и экономической изолированностью от внешнего мира и продолжающимися террористическими актами. Экономика Абхазии характеризуется спадом промышленного и сельскохозяйственного производства, разрывом существующих связей, частичной и полной остановкой многих предприятий и резким спадом инвестиционной активности. Ежегодно прогрессирует деградация основных фондов, физический и моральный износ которых не компенсируется новыми капиталовложениями. Быстро возрастает технологическое отставание ведущих отраслей, ощущается дефицит рабочих мест. Всеещёнеудаётсядостичьдовоенногоуровнясельскохозяйственногоипромышленногопроизводства.
Из-за длительного недоинвестирования в поддержание, обновление и развитие энергетической и транспортной инфраструктуры республики ситуация в этих отраслях близка к критической. Социальная обстановка осложнена низким уровнем жизни, зарплаты, пенсий, социального обеспечения, обусловленным слабой бюджетной обеспеченностью. На стадии разработки и реализации программы важно:
    правильно оценить реальную обстановку в экономике республики, определить принципы её построения и пути практической реализации;выделить основные направления и этапы реализации намеченного курса;создать условия для успешного функционирования национальной экономики; определить роль государственных органов в практической реализации Программы.
2. Геополитическое положение
Выгодное географическое положение является причиной повышенного геополитического интереса со стороны стран мирового сообщества, Абхазия является зоной особых интересов со стороны России и Турции. В углублении отношений с Абхазией заинтересованы южные районы России и Северный Кавказ. Выгодное положение Абхазии, примыкающей к Краснодарскому краю, Республикам Северного Кавказа, Ставрополю, обладающих мощной аграрно-промышленной базой, развитой сетью железнодорожных магистралей, выходящих на Казахстанское и Волгоградское направление, создаёт перспективу для развития морского судоходства через Абхазию, а также транспортной связи по Транскавказской шоссейной перевалочной дороге через Главный Кавказский хребет с выходом на город Сухум. Практическое осуществление этого проекта позволит коренным образом изменить транспортную инфраструктуру не только северо-западной части Кавказа, но и ряда стран ближнего зарубежья. Актуальность строительства дороги заключается и в том, что с распадом Союза и образованием новых самостоятельных государств большинство портов Черноморского бассейна отошло к Украине. Практически Юг России оказался отрезанным от крупнейших портов, осуществляющих переработку экспортно-импортных грузоперевозок. Более того, в аналогичном положении оказались грузопотоки Средней Азии, Казахстана. Транзит этих грузопотоков через Абхазский транспортный коридор, через морские и воздушные порты республики будет иметь большие экономические выгоды и для Абхазии, и для пользующихся эти коридором стран, республик и регионов.
3. Цели и задачи долгосрочной программы
Учёт новых реалий, назревающих проблем и современной экономической ситуации - необходимое условие разработки долгосрочной Программы возрождения и развития абхазской экономики, являющейся важным звеном долговременной экономической стратегии. Все практические мероприятия структурной, инвестиционной, налоговой политики, создание рыночной инфраструктуры и решение социальных проблем должны разрабатываться с учётом мировых тенденций и опыта стран, добившихся успехов в социально-экономическом развитии в сочетании с историческими традициями и особенностями республики и задачами социально-экономического развития народа Абхазии, для чего необходимо определить конечные цели программы:
    создание в РА гибкой, эффективной и восприимчивой к нововведениям социально ориентированной экономики, сочетающей механизм саморегулирования с государственным воздействием на экономические и социальные процессы;
    выбор наиболее предпочтительной для Абхазии формы экономического порядка, обеспечивающего высокий уровень национальной экономики;
    практическая реализация Государственной программы РА на 2000 - 2010 гг. позволит создать рыночную инфраструктуру, сформировать эффективные формы организации производства, создать конкурентную рыночную среду и реформировать социальную сферу, вывести республику из сложившейся экономической ситуации, стабилизировать экономику, что в свою очередь положит начало росту народного благосостояния.
Основные задачи экономической политики должны быть структурированы по двум направлениям:
    субстанциональному (сущностному), отражающему суть экономической деятельности - выявление резервов производства и взаимосплетение экономических явлений и экономических механизмов;
    институциональному (организационному), отражающему принципы формирования и взаимодействия реальных организаций, хозяйственных субъектов экономики разных уровней в процессе осуществления ими экономической деятельности.
В последующих главах будут освещены проблемы, упомянутые в рамках этих направлений. Вместе с тем, с учётом определённых основных целей, необходимо последовательно решить следующие задачи:
    обеспечение законности и правопорядка, защищенности граждан республики и гарантия реализации их законных прав и интересов;
    формирование надёжной системы нормативно-правового регулирования экономики и рыночных институтов, укрепление деловой этики и доверия к государству, развития судебной системы разрешения хозяйственных споров;
    преодоление отставания правового перехода к рынку, усиление роли государства в области контроля за легитимностью всех аспектов рыночного преобразования;
    недопущение криминализации хозяйственной деятельности, стимулирование инновационной и инвестиционной активности в экономике;качественное укрепление аппарата управления на всех уровнях, повышение исполнительной дисциплины, пресечение возможной коррупции и совершенствование работы с кадрами;
    сохранение потенциально конкурентоспособных секторов народного хозяйства и создание условий для их развития;
    рост уровня и качества жизни населения;
    поддержание наиболее важных систем жизнеобеспечения общества - производства, здравоохранения, народного образования, науки и культуры, обеспечивающих решения вопросов перспективного развития РА;
    определение основных направлений экономической политики, приоритеты в расходах бюджета, этапы и алгоритм работы на среднесрочную перспективу.
На основании данной Программы правительство РА будет ежегодно формировать Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год с определением макроэкономических показателей и конкретных данных по отраслям, регионам и предприятиям в отдельности. Эти прогнозные показатели будут базой для составления Государственного бюджета РА на очередной год. Для решения этих вопросов необходимо проведения анализа экономического потенциала республики.
4. Экономический потенциал Абхазии
Прочная экономическая база зависит от ресурсного, производственно-экономического потенциала, которым располагает республика и его рационального использования. Особо следует отметить развитую транспортную инфраструктуру республики, распологающей двумя аэропортами международного значения. Ее пересекают три важнейшие международные трассы. Сухумский аэропорт имеет возможность приема, обслуживания и выпуска всех воздушных судов без ограничений по метеоминимуму.В Абхазии функционирует 3 морских порта: Сухум, Очамчира, Пицунда. Через республику проходят транзитные железнодорожные и автомобильные магистрали, имеющие стратегическое значение.Более половины территории занято лесами, в основном ценных пород (каштан, тис, бук, дуб, самшит и др.) Площадь государственного лесного фонда состовляет 543 тыс. га.,в том числе лесопокрытой 497 тыс. га., или 57 процентов площади республики; обьем древесины - около 103 млн. кбм.На территории Абхазии находятся 2 заповедника: Пицундо-Мюссерский и Псху-Гумистинский, а также Рицинский Реликтовый национальный парк.Уникальность природно-климатических условий позволяет значительную часть территории использовать для развития курортов и курортной индустрии. Пансионаты, дома отдыха, санатории, тургостиницы, детские оздоровительные базы, а их около 200, расположены во всех климатических зонах - от субтропической до альпийской.В республике обширная гидрографическая сеть, большое количество термальных и минеральных подземных источников, наиболее известные - Мархаул и Ауадхара.Абхазия - страна горных озер и рек, в числе которых озера: Рица, Голубое, Амткал. Наиболее крупные реки: Бзыбь, Гумиста, Кодор, Ингур.Республика может вырабатывать до 4,5 млрд квт/час электроэнергии в год. Основными генерирующими мощностями является головная ИнгурГЭС и перепадная ГЭС-1 на реке Ингур.Сельское хозяйство Абхазии отражает прородно-климатические особенности края. Альпийские луга используются для отгонного скотоводства. В предгорьях и на равнине выращивают чай, табак, цитрусовые, виноград, фрукты, кукурузу и т.д.Эфиромаслиничное производство является одним из заслуживающих внимания направлений. Сырьем является герань, лавр благородный, базилик и др. С глубокой древности в Абхазии занимаются пчеловодством, выращивают тунг, который является важным компонентом в производстве лакокарсочных изделий; большим спросом в пищевой промышленности пользуется орех фундук; в последние годы увеличивается площадь под посадку киви, имеется возможность посадки новой культуры - стевии (сахарозаменитель), фруктовые и субтропические плоды в большом количестве используются в консервной промышленности для изготовления соков, компотов, джемов, варенья и т.д.Большие резервы имеются в развитии рыбной промышленности путем рационального использования ресурсов Черного моря. Восстановление рыбных хозяйств позволит снабжать внутренний и внешний рынок различными видами рыб и рыбопродуктов.Абхазия богата месторождениями строительных материалов и облицовочных камней; мрамора, мрамовидных известняков, гранита, габрро-диабазов, порфиритовых диабазов, туфа, барита, доломита, кварцевого песка, цементного сырья, известняков, для производства высококачественного карбида, охры, извести.Имеются большие запасы экологически чистой питьевой воды.Абхазия также распологает природными ресурсами благородных металлов, нефтью, газом, углем.
5. Основные приоритеты и направления долгосрочной программы
Анализ экномического состояния послевоенного периода и геополитическое положение предполагают разработку методологического принципа реалитзации программы, в соответствии с которой представляется приоритетным в государственнных расходах считать решение следующих задач:
    национальная безопасность;
    безопасность граждан;
    государственное управление;
    социальная сфера;
    переподготовка кадров, исходя из нужд республики;
    защита окружающей среды.
Основным направлениями экономической политики должны стать:
    аграрный сектор и перерабатывающая промышленность;
    промышленное производство, с использованием местного сырья;
    топливно-энергетический комплекс;
    развитие курортов и курортной индустрии;
    развитие транспортной инфраструктуры, коммуникаций и связи;
    развитие и поддержка среднего и малого бизнеса.
Предпологаемая программа расчитана на период с 2000-2010 гг. Этот период разделен на два этапа.

Первый этап (2000-2005 гг.):
    решение проблем национальной безопасности, утверждение военной оборонительной доктрины Республики Абхазия, целевой программы по усилению законности и правопорядка, выделение необходимых средств бюджета для их реализации, поскольку гарантия защиты отечества и безопасности граждан - основа начала реформирования экономики;
    подготовка и принятие законодательных и нормативных актов, закрепляющих принципы экономической реформы, а также создание организационных условий для ее осуществления;
    завершение реорганизации системы органов государственного управления;
    инвентаризация государственного имущества, определение перечня предприятий и обьектов, подлежащих поэтапному акционированию и приватизации;
    завершение первого этапа разгосударствления и приватизации;
    переригистрация всех земель, раработка основных направлений преобразования землепользования, мониторинг земель и создание земельного кадастра, выработка и обнародование принципов земельной реформы;
    поддержка перспективных и конурентноспособных производств и структурная перестройка;
    дальнейшее углубление экономической интеграции с Северокавказским регионом и Югом России;
    повышение доли Национального банка во всей сфере финансово-кредитной деятельности, усиление его контрольных, аналитических и рекомендательных функций;
    повышение органов государственной статистики, усиление ответственности руководителей предприятий и организаций за достоверность и своевременность предоставляемой статистической информации;
    определение основопологающих принципов развития социальной сферы в условиях развинвающихся рыночных отношений (сочетание платных и бесплатных форм медицинского обслуживания и получения образования).
Второй этап (2005-2010 гг.)
    начало структурных сдвигов в народном хозяйстве, ускоренное развитие высокотоварных и высокоприбыльных отраслей и предприятий, развитие приоритетных производств с привлечением бюджетных средств, частных внутренних и внешних инвестиций;
    эмиссия государственных ценных бумаг - облигация государственного займа, развитие финансово-кредитной системы и сети финансовых учреждений, а также рынка ценных бумаг;
    перестройка ситсемы оплаты труда, установление государственного минимума заработной платы для предприятий всех форм собственности, базирующегося на минимальном потребительском бюджете;
    начало приватизации средних и крупных обьектов;
    практическая реализация принципов социальных преобразований в соответствии с отраслевыми программами в социальной сфере;
    обеспечение устойчивого и динамичного развития экономики Республики Абхазия как равноправного субьекта международного права.
6. Правовая основа реализации программы
Строительство правового демократического государства подразумевает создание соответствующей законодательной базы. За годы независимости принято более 200 законов и других нормативных актов. Тем не менее, не смотря на внушительное число принятых законов, нужда в законодательном урегулировании ощущается в разных областях деятельности. Поэтому, если все ветви власти не примут единого плана законотворчества, не сосредоточат общие усилия на принятии остро необходимых, первоочередных законов, есть реальный риск получить законов числом больше, но не создающих единой системы как в целом, так и в определенных сферах деятельности.В целях реализации программы, в первую очередь, необходима разработка и и утверждение пакета основопологающих законов, способствующих реформированию экономики;
    закон о торговле, обеспечивающий свбодную конкуренцию;
    закон о разграничении собственности;закон о залоге;
    антимонопольное законодательство;
    закон о средствах массовой информации;
    закон о пенсионном обеспечении;
    закон о государственном социальном страховании;
    закон об акционерных обществах;
    закон об интеллектуальной собственности и патентах;
    закон о концессиях;закон о фондовой бирже;
    закон о ведении бухгалтерского учета и аудите;
    закон о государственной поддержке малого предпринимательства;
    закон о банкротстве;таможенный кодекс;
    закон о частной охранной деятельности;
    закон о валютном регулировании;
    закон о государственном предприятии;
    совершенствование налогового законодательства и закона о приватизации.
Считая стабилизацию криминогенной обстановки одной из важнейших задач проведения реформирования экономики, а также создания нормальных, безопасных условий в работе предпринимателей, инвесторов, жизнедеятельности граждан, отдыхающих и гостей республики, подлежит первоочередной разработке программа по усилению законности и правопорядка, основной целью которой является резкое снижение всех видов преступности и обеспечение безопасных условий жизни и предпринимательства.Программа должна способствовать практической реализации следующих проектов:
    обеспечение личной и имущественной безопасности всех граждан республики;
    повышение раскрываемости и улучшение качества расследования преступлений;
    усиление борьбы с организованной преступностью, коррупцией, взяточничеством и экономиическими преступлениями;
    резкое повышение требований к безопасности дорожного движения;
    прафилактика правонарушений несовершеннолетними и преступлений в семейно-бытовой сфере;
    воссоздания на новой основе участия граждан в охране общественного порядка;
    развитие системы прафилактики правонарушений и техническое переоснащение правоохранительных органовулучшение взаимодействия всех органов и структур правоохранительной системы и информированность общественности о деятельности органов правопорядка.
7. Аграрный сектор и земельная реформа
С учетом традиционно сложившихся направлений сельского хозяйства республики приоритетными направлениями следует считать чаеводство, цитрусоводство, табаководство, виноградарство, плодоводство, овощеводство, ореховодство. Необходимо на более высокий уровень поднять животноводство и птицеводство, используя при этом все виды и формы улучшения породного состоава животных.В ходе реализации долгосрочной программы развития и укрепления материально-технической базы аграрного сектора экономики необходимо решение следующих задач:
    определить государствнные принципы поддержки крестьянских (фрмерских) хозяйств, арендных, акционерных и других предприятий в аграрном секторе, предусматривающие, что инвестиции, кредиты, целевая поддержка должны осуществляться но конкурсной основе и носить информационно-доступный характер для всех организаций;развитие форм взаиможействия агроструктур в условиях перехода к рынку;
    преобразование совхозов и колхозов в современные формы ведения сельского хозяйства в сочетании с промышленной переработкой сельскохозяйственного сырья, продлжить процесс создания и развития агрофирм;ввести залоговую форму госзакупок, определить понятие госзаказ и условия его выполнения;
    совершенствовать механизм ценообразования на продукцию сельского хозяйства;обеспечить приоритеты производителей сельхозпродукции при разгосударствлении перерабатывающих предприятий и хозяйств;
    стимулирование распространения новых, прогрессивных технологий, производства и переработки сельхозпродукции, формирование сети эффективных хозяйств;
    создание и наращивание кормопроизводства с целью обеспечения развивающегося животноводческого комплекса;
    организация питомнических хозяйств по выращиванию эдитного посадочного материала и маточников по всем культурам.
Использование сельскохозяйственных земель должно быть регламентировано государством в отношении их целевого назначения и препятствовать возникновению неэффективных форм Устанавливается также контроль и реламент купли-продажи домовладений с целью приобретения права на использование земельных участков.Первоочередные задачи землепользования и землеустройства:
    произвести кмплексную инвентаризацию всех земель сельскохозяйственного назначения и усовершенствовать систему платы за использование земельными участками в соответствии с их качеством и местоположением;
    эффективная организация учета платльщиков земельного налога и арендной платы за землю;
    в отдельных случаях предоставление земельных участков под сторительство на конкурсной основе;
    разработка правил землепользования и застройки с регоаментацией использования земельных участков по водоохранным лесоохранным требованиям, а также с учетом охраны памятников истории и культуры и иных требований;
    разработка земельного кадастра, установление границ каждого землепользователя.
8. Реорганизация государственных органов учёта и статистики
Изменения в политической и экономической жизни республики требуют коренного пересмотра системы учета и статистики.Важным элементом создания новой методологической основы статистики будет являться переход к международным статистическим стандартам, которые предпологают внедрение в практику системы национальных счетов (СНС), что позволит дать целостную, взаимосвязанную по факторам характеристику развития республики.Преход на систему национальных счетов значительно упростит проведение международных сопоставлений.Управление государственной статистики Республики Абхазия и его подразделения в районах и г. Сухуме должны полностью перейти на принятую в международной практике ситему СНС, учитывающую требования междунородной экономики. В целях практической реализации необходимо утверждение целевой Государственной программы перехода РА на принятую в междуародной практике систему учета и статистики в соответствии с требование развития рыночной экономики, с введением, в первую очередь, сиситемы, содержащей основные счета:
    счет продукции и услуг (сводный);
    счет производства;
    счет образования доходов;
    счет распределения доходов;
    счет капитальных затрат;
    финансовый счет;
    счета внешнеэкономических связей.
Кроме того, в ней должны найти отражение направление реформирования статистических показателей для проведения экономического анализа положения в республике, в том числе:
    анализ структуры рыночного хозяйства;
    систем макроэкономических показателей;
    анализ структуры и динамики сельскохозяйственного и промышленного развития, внешнеэкономических связей, бюджета и бюджетной политики, товарных рынков, социального положения трудящихся и рынка рабочей силы.
Мероприятия по реализации целей и задач государственной программы (развитие обще методологических и организационных основ статистики; работы по созданию национального счетоводства; совершенствование сиитемы информационного обеспечения и т.п.) должны проходить поэтапно, с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.Принятие закона о аудите, организации фирм, специализирующихся на аудиторских проверках, плановое (на основе госзаказа) проведение ревизий предприятий и организаций будет способствовать повышению качества учета и отчетности, полному оформлению всех совершающихся хозяйственных операций, позволит управлять информацией о ходе выполнения плановых заданий по реформированию экономики республики. Правительство должно определять органам статистики перечень необходимых показателей для анализа положения в республике.
9. Совершенствование системы государственного управления экономикой
В периоде, охватываемом программой, необходимо усиление регулирующей роли государственых органов в управлении экономикой.Практическую реализацию реформирования экономики исполнительные органы будут осуществлять посредством Законов, президентских Указов, постановлений и распоряжений правительства, принятия оперативных решений.
Исполнительная, законодательная и судебная власти, каждая в отдельности, имеют непосредственное отношение к управлению экономикой, при этом развитие системы госрегулирования экономической деятельности должно идти скоординированно в направлении принятия законодательства, укрепления судебной системы, повышения компетентности и оперативности в принятии решений органами исполнительной власти.Усилится значимость судебной системы, являющейся важнейшим звеном в функционировании рыночных механизмов и декриминализации хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Неотложной задачей является постоянное совершенствование организационной структуры управления и повышения качества работа аппарата правительственных ведомств в сфере экономической политики. Для решения этих задач необходимо перейти на программно-целевую технологию планирования экономических работ.Критерием эффективности воздействия управленческих функций в новых условиях являются договоры, соглашения, конкракты в виде взимных обязательств, условий, требований, увеличения обьема работ и улучшения качественных показателей.
Необходимо совершенствование организационно-методических форм реализации общегосударственного регулирования на основе плана социально-экономического развития и на этой основе формирование Государственного бюджета.
В ближайшее время необходимо определить законом области, уровни и организационные формы местного самоуправления, в соответствии с которыми разграничить предметы ведения, в том числе обьектов управления и обьектов собственности.В период формирования рыночной экономики сохранение управляемости госсектора приобретает важное значение, поскольку на эти предприятия падает большая нагрузка по поддержанию ведущих отраслей экономики республики и ее инфраструктуры.
Необходимо иметь конкретные планы республиканских и местных органов исполнительной власти по восстановлению каждого производства, по созданию новых предприятий. Эти планы должны учитывать количество новых рабочих мест, профподготовку необходимых кадров, особенно из числа молодежи.
В послевоенный период было создано 22 госкомпании по отраслевому признаку. Предпологалось создание обьективных условий для начала процесса разгосударствления госсобственности путем внедрения арендных отношений, акционирования, образования акционерных обществ, совместных предприятий и т.д.С учетом больших различий в правовом статусе находящейся на госбалансе собственности, а также в мере и методах контроля за ней со стороны государства, неотложной задачей является структуирование госсектора в составе двух субсекторов - государственного и коммерческого.
Предприятия государственного сектора, ориентированные на государственный спрос или выполнение общественно-значимых функций, коммерциализация которых нецелесообразна, должны находиться в административнм подчинении соответствующих правительственных ведомств. Это - предприятия базисной инфраструктуры, имеющие общенациональное значение и работающие в режиме фиксированных цен (связь, ж/д и автомобильный транспорт, морпорт, предприятия электроэнергетики, предприятия по изготовлению алкогольных напитков и табачных изделий, хлебобулочных изделий и т.д.).
Ключевое значение в упомянутой реорганизации имеет перестройка кадровой работы - назначение на ответственные должности сугубо по деловым качествам с заключением контракта, внедрение системы конкурсного отбора и аттестации кадров, их профессионального обучения, исполнительской дисциплины и персональной ответственности за принятое решение.
10. Финансовая, бюджетная и банковская политика
Государственной политикой в области финансовой, бюджетной и банковской политики с учетом сложивишейся ситуации следует считать:
    установление системного контроля со стороны парламента Абхазии за своевременным исполнением государственного бюджета;
    урегулирование бюджетных взаимоотношений республиканских и региональных органов в целях недопущения произвольного распределения и перераспределения бюджетных доходов между ними без твердой номативной базы;
    повышение роли региональных бюджетов, увеличение доли их расходов в общереспубликанских бюджетных расходах, совершенствование законодательной и нормативных баз, обеспечивающих доходную и расходную части бюджетов;жесткий контроль за реальной величиной дефицита Государственного бюджета, учитывать как элемент государственного долга задолженность бюджета перед предприятиями и гражданами по легитимно возникшим обязательствам;
    при исполнении бюджетов строго придерживаться обьемов и сроков финансирования социально-экономических программ;совершенствование механизмов кредитования Национальным банком Республики Абхазия государственных расходов республиканского бюджета;упорядочивание работы банковской системы, установление платежной дисциплины и ответственности юридических и физических лиц за своевременность расчетов с поставщиками и бюджетом;ужесточения контроля над ценами, регулирование государством;
    создание организационно-правовых предпосылок мобилизации мелких сбережений населения для производственного инвестирования;совершенствование работы Сберегательного банка Республики Абхазия для регулирования денежного обращения и привлечения средств населения;
    ужесточение системы экономических санкций за задержку расчетов по вине кредитных учреждений для уменьшения нехватки оборотных средств на счетах предприятий;
    оказание поддержки и содействие в образовании рынка ценных бумаг, при государственном контроле за этой областью коммерческой деятельности;
    создание механизма сотрудничества (на взаимовыгодных началах) банков, дислоцирующихся на территории Абхазии, и усиление их межгосударственных связей путем открытия корреспондентских счетов в странах ближнего и дальнего зарубежья;
    совершенствование формирования консолидированного Государственного бюджета Республики Абхазия, учитывающего политическую, экономическую и другие особенности регионов республики.
11. Налоговая политика
Одним из главных регулирующих рычагов экономики является налоговая политика, осуществляемая государством, и действующая налоговая сиситема. Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации страны, планов государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государства и общества к отдельным группам населения с учетом их имущественного положения. Оптимальная система налогообложения должна отвечать следующим принципам:
    простота алгоритмов расчета отдельных налогов;
    избежания дублирования и двойного налогообложения;
    простота и экономичность системы сбора налогов;
    стабильность и долговременность действующих налоговых законодательных и нормативных актов;
    законодательное регламентирование налогообложения и уменьшение числа индивидуальных налоговых льгот;
    пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство налогоплательщикам;
    равенство по правам граждан, облагаемым равными налогами с равных доходов;
    приемлимый размер общего налогового бремени;
    справедливость налогообложения по горизонтали и вертикали с учетом уровней налогооблагаемых баз отдельных налогоплательщиков;
    постепенный переход к декларированному методу налогообложения граждан;
    усиление ответственности за несвоевременную и неполную уплату налогов физическими и юридическими лицами;
    формирование привлекательной (льготной) налоговой политики, целью которой является стимулирование предпринимательской деятельности на основе льготного налогообложения.
12. Структурная политика
Общий успех реформирования всех отраслей народного хозяйства Абхазии в большой мере зависит от форм и методов организации производства, которые позволят субьектам экономики выжить в условиях внешних ограничений, общего кризиса и быстрыми темпами , с учетом сложившейся обстановки, наращивать обьемы производства, сконцентировать материальные людские и финансовые средства в точках расчета. Для практического решения всех этих сложных задач, с учетом обьективного состояния экономики республики и ее структурных особенностей, требуется создание инфраструктуры предпринимательства - акционерных обществ, коммерческих банков, арендных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью, фондовых бирж, бирж труда, торговых бирж, ломбардов и прочих атрибутов рыночных отношений. Важнейший элемент рыночной экономики - частная собственность на средства производства, которая пробуждает производить товары и приносить прибыль.Необходим переход к активной структурной политике, расчитанной на долгосрочные цели экономического развития, которые должны решит задачи:
    создание благоприятных условий для приемлимого уровня инвестиционной активности и вкладывания зарубежных капиталов в производство;
    закрытие неэффектвных производств и создание условий для дальнейшего экономического роста;
    недопущение свертывания прогрессивных производств и технологий, имеющих потенциал роста, в том числе и на мировом рынке;
    обеспечение условий сохранения квалифицированных кадров, знаний и технологий и их использование в перспективных направлениях экономики;перепрофилирование и модернизация предприятий, деятельность которых экономически неэффективна и не отвечает целям проводимой структурной политики;
    точный выбор специализации национальной экономики, соответствующий внутренним возможностям.
13. Разгосударствление и приватизация
Для проведения единой государственной политики в области управления государственным имуществом, разгосударствления и приватизации необходимо наметить ряд наиболее важных аспектов,определяющих общую программу приватизации и разгосударствления, которая должна быть направлена, прежде всего, на формирование слоя частных собственников, содействующих дальнейшему развитию рыночной экономики, привлечению иностранных инвестиций. В этой связи обьекты республиканской и местной собственности должны быть распределены в зависимости от возможности их приватизации.Обязательным условием предстоящей приватизации обьектов и предприятий должна быть классификация обьектов по возможности их приватизации:
    обьекты и предприятия, приватизация и разгосударствление которых запрещены;
    обьекты и предприятия, приватизация и разгосударствление которых осуществляется по решению правительства Республики Абхазия;
    обьекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации.
На первом этапе должна предусматриваться приватизация обьектов:
    торговли и общественного питания;
    бытового обслуживания населения;
    жилищного фонда и иных строений, частично или полностью разрушенных в результате военных действий 1992-1993 гг.;
    незавершенного сторительства.
Основными целями процесса приватизации и разгосударствления являются:
    развитие малого и среднего бизнеса;
    создание новых рабочих мест;
    правовое оформление собственности трудовых коллективов и физических лиц, фактически работающих на обьектах, подлежащих приватизации;
    формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений путем вовлечния в процесс приватизации максимального количества населения;
    содействие финансовой стабилизации;
    повышение эффективности работы предприятий и в целом экономики Республики Абхазия на основе проведения ее структурного преобразования.
Общие выгоды малой приватизации при ее надлежащем планировании и осуществлении заключается в следующем:
    развитие сферы торговли и бытового обслуживания, увеличение производства товаров народного потребления;
    регулирование рыночных отношений в среднем звене экономики (малый и средний бизнес);
    увеличение рабочих мест;
    расширение внешнеэкономических связей;
    рост масштабов и динамизм существующего сейчас частного сектора;
    более широкое распределение частной собствености и получение дополнительных средств от приватизации;
    привлечение инвестиций в производство, в том числе и инстранных.
Регулирование процессов разгосударствления и приватизации с помощью выбора форм их проведения, обеспечивающих доступ участия в них юридических и физических лиц. Необходимо также учесть интересы работников непроизводственной сферы и их участие в процессе приватизации и разгосударствления в тех областях, в которых такая категория населения могла бы использовать свой потенциал наиболее эффективно. Продажа предприятий должна осуществляться посредством: прямой продажи, конкурса, аукциона.Разгосударствление, сдача в аренду государственного имущества, являющаяся в настоящее время основной формой разгосударствления, а также создание акционерных обществ и совсместных предприятий служат занчительным источником пополнения бюджетов разных уровней.При выборе способа приватизации необходимо учитывать:
    предложения покупателей;
    отраслевые особенности обьекта приватизации и разгосударствления;
    социально-экономическое значение предприятия для государства;
    оценка Уставного капитала предприятия.
Одним из главных условий процесса приватизации должно быть распределение средств от приватизации между бюджетами различных уровней, необходимых для решения как текущих, так и общегосударственных проблем.Использование иностранных инвестиций при приватизации и разгосударствлении обьектов и предприятий должно осущетсвляться на следующих условиях:
    предоставление государством определенных гарантий иностранным инвесторам и инвестициям;
    льготы для иностранных инвесторов, вкладывающих средства в определенные отрасли народного хозяйства;
    определение основных направлений для иностранных инвестиций по отраслям народного хозяйства;
    участие граждан Республики Абхазия в инвестиционных проектах и предприятиях с иностранными инвестициями.
В процессе приватизации необходимо определиться с тем, в каких областях экономики необходимо сохранить ключевую роль государства, в каких областях государство намерено сотрудничать с частными предпринимателями, а какие отрасли вовсе перейдут в частные руки. Все это должно быть осуществлено только на основе программы приватизации, максимально учитывающей мнение народа.
14. Внешнеэкономическая деятельность
Развитие внешнеэкономических связей государства должно осуществляться посредством создания совместных предприятий, расширния форм и методов, прямых внегосударственных связей по горизонтали через хозяйствующих субьектов.Основными механизмами реализации внешнеэкономической деятельности являются:
    создание надежной системы экономической безопасности, укрепление таможенных границ и оснащение их современной техникой, организация на конкурсной основе пограничной торговли, создание условий и механизмов регулирования торговли со странами ближнего и дальнего зарубежья;
    определение экспортного потенциала, а также потребностей республики в товарах, завозимых по импорту;
    регулирование ставок таможенных платежей в соответствии с задачами структурной пересторойки, с целью защиты отечественных товаропроизводителей от воздействия иностранных конкуренции;
    совершенствование экспортного и импортного валютного обращения под непосредственным контролем Национального бакнка;
    конкурсное распределение иностранных инвестиций и кредитов, получаемых под гарантии правительства Республики Абхазия;
    достижение оптимального соотношения между свободной торговлей и использования государтсвенного протекционизма;
    ограничение круга товаров, оборот которых подлежит тарифному и нетарифному регулированию;
    установление более низких экспортных таможенных пошлин на готовую продукцию и, наоборот, более высоких - на сырье и пролуфабрикаты;
    регулирование доли таможенной пошлины в доходной части государственного бюджета;
    при организации инвестиционных конкурсов, тендеров на выгодные заказы, освоение месторождений полезных ископаемых и т.д. обязательно проведение независимой экспертизы по широкому перечню критериев, включая социальную и экологическую безопасность;
    создание равных условий функционирования для иностранных и отечественных инвесторов;
    систематизация и публикация перечня действующих ограничений и норм во внешнеэкономической деятельности, приведение их в соответствие с международно признанной классификацией;
    реформирование статуса полномочных представителей Республики Абхазия в странах ближнего и дальнего зарубежья, с приданием им дополнительных функций по внешнеэкономическим и культурным связям.
Важным направлением внешнеэкономической деятельности является развитие и углубление интеграционных процессов, осуществляемых в рамках деятельности Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев, и областей Северного Кавказа, ассоциированным членом которого является Республика Абхазия.Главными задачами в реализации сотрудничества с Ассоциацией "Северный Кавказ" являются:
    способствование созданию совместных предприятий и организаций;совместная разработка механизмов инвестирования различных региональных программ и проектов в области развития курортов, туризма, транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса и других отраслей, а также интеграции интеллектуального потенциала, развития всех форм совместной деятельности в области науки, культуры, образования, физической культуры и спорта;
    оперативный обмен информацией о ситуации, складывающейся в экономике и изменениях в законодательной и нормативной базах сторон;реализация договоров с субьектами Российской Федерации.
15. Основные направления экономической политики
    а) топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) республики охватывает процессы добычи и пеработки топлива, производства электроэнергии, ее транспортировку и распределение.Основной задачей сегодняшнего дня является поддержание в нормальном эксплутационном состоянии энергосистемы, обеспечивающие бесперебойное электроснабжение народного хозяйства, выполнение работ по восстановлению штатной схемы электроснабжения, обеспечение рентабельности отрасли.Для реализации этой задачи необходимо последовательно осуществить:
    восстановление энергохозяйства от ПГЭС-1 до ПС "Сухум-220" с восстановлением ВЛ-220 кв. до этой подстанции и проведение восстановительных работ по обьектам сетевого хозяйства от ПС "Сухум-220" до ПС "Бзыбь-220";
    восстановление и развитие малой гидроэнергетики;
    разработка организационных и контрольных мероприятий по экономии электропотребления на внутреннем рынке;
    реализация целевых программ по ремонтно-восстановительным работам разводящих элетросетей и реконструкция малых гидроэлектростанций районного значения;
    периодическое изменение тарифов и цен на электроэнергию с учетом экономической ситуации;
    совершенствование порядка расчетов за потребление электроэнергии, ликвидация неплатежей и снижение дебиторской задолженности электроснабжающих организаций;
    ежегодное составление топливно-энергетического баланса Республики Абхазия.
Важное значение имеет обеспечение потребностей народного хозяйства и населения республики нефтепродуктами, бытовым газом, углем, дровами. В этой связи следует реализовать ряд практических мероприятий:
    поэтапно обновлять и укреплять имеющуюся материально-техническую базу;
    реализация инвестиционных программ по использованию природных ресурсов;
    разработать мероприятия по акционированию автозаправочных станций, оказанию помощи в организации ряда малых предприятий сервисного обслуживания автомобилей;
    строго соблюдать экологические условия функционирования обьектов топливного комплекса;
    усиление государственного контроля и регулирования завоза и реализации горюче-смазочных материалов на территорию республики.

    б) курортно-туристический комплекс
Одним из главных доходообразующих направлений в экономике Республике Абхазия является создание индустрии отдыха, восстановление и задействование всех имеющихся здравниц, пансионатов, курортных и туристических обьектов.В этой связи весьма актуальным является определение основных направлений структурной перестройки, первоочередных мер по государственной поддержке, экономическому стимулированию и привлечению инвесторов, разработка мер совершенствования курортно-рекреационного, туристического, транспортного, продовольственного, строительного комплексов, развитие средств связи, трудовых ресурсов, кредитно-финансовой сферы и т.д.Достижение названных целей предпологает:
    создание экономических, организационно-правовых и экологических условий для повышения числености отдыхающих и обеспечения дальнейшего ее роста;
    развитие в едином комплексе индустрии отдыха курортной инфраструктуры, курортного бизнеса, сферы отдыха и развлечений;
    организация центролизованного обеспечения курортов продуктами питания и, в первую очеред, за счет увеличения доли продуктов питания местного производства;
    создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения зарубежного капитала;
    предоставление гарантий инвесторам, стимулирование частных вложений (включая иностранные) в реальные инвестиционные проекты;
    подготовка кадров обслуживающего персонала курортов и управленческого звена;
    обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования лечебных и рекреационных ресурсов;
    организации рекламы курортов Абхазии;
    введение в туристический оборот новых обьектов туризма и туристических маршрутов - конный туризм, спелеологические и морские путешествия вдоль побережья республики, охотничьи и рыболовецкие туры и т.д.;
    восстановление сети экскурсионных бюро;
    создание специализированных организаций, занимающихся организацией отдыха в частном секторе

    .в) транспортный комплекс
Осуществляемые в отношении Республики Абхазия экономические санкции, в первую очередь, оказывают негативное влияние на транспортную инфраструктуру, в связи с чем практически не задействован Сухумский аэропорт, не осуществляется сквозная перевозка грузов и пассажиров по железнодорожным и автомобильным магистралям, не функционируют морские порты.В силу выгодных географических условий полнокровное использование существующих транспортных возможностей по перевозке грузов и пассажиров между восточными и западными государствами даст значительный экономический эффект. В этом плане Республику Абхазия в целом следует рассматривать как регион, имеющий реальную перспективу стать единым транспортным комплексом, в котором пересекаются железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, морские и авиационные трассы.На данном этапе в этом направлении необходимы следующие действия:
    содействовать образованию пунктов, в которых пересекаются несколько видов транспортных путей с целью перегрузки и дальнейшей транспортировки грузов;
    проведение инвентаризации всех основных фондов транспортной инфраструктуры, их оценка с учетом действующих расценок и коньюктуры рынка и определения перечня обьектов, подлежащих разгосударствлению и возможной приватизации;
    проведение реконструкции и капремонта морских портов, железнодорожных пунктов и вокзалов, аэропорта с целью повышения готовности к осуществлению международных перевозок, обновление автотранспортного парка, привлечение для этих целей заинтересованных инвесторов;
    приведение в порядок имеющихся автодорог за счет различных источников финансирования;
    разработка мероприятий по улучшению организационной структуры управления транспортными предприятиями, усилению контрольных функций и выявлению резервов повышению эффективности их деятельности;
    регулирование осуществления деятельности по оказанию услуг предприятиями негосударственой формы собственности, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов;
    практическая реализация инвестиционых проектов по строительству Транскавказской шоссейной перевалочной дороги через Главный Кавказский хребет.

    г) стимулирования малого бизнеса
Создание благоприятных условий для малого бизнеса - важная задача конституционной политики, поскольку он способствует конкуренции, содействует экономической и социальной стабилизации, обеспечивает занятость, реагирует на рыночные сигналы и обладает инновационым потенциалом. Однако государственная поддержка малого бизнеса до сегодняшнего дня отсутствует , не решены вопросы как предоставления государственных средств на развитие малого предпринимательства, так и компенсации отсутствия этих средств на основе создания хозяйственных и правовых условий для этого стимулирования.На нынешней стадии развития малого бизнеса прослеживается ряд негативных факторов:
    недолговечность мелких фирм, обусловленная нестабильностью макроэкономической ситуации и отсутствие стимулов к долгосрочным инвестициям;
    переход мелкого и среднего капитала из производства в сферу торгово-посреднических операций;
    проявление элементов теневой экономики с целью уклонения от налогообложения;
Поддержка малого предпринимательства (бизнеса) на ближайшую перспективу необходима по нескольким направлениям, а именно:
    создание системы государственных перференций для малого предпринимательства в реальном секторе экономики, включающее льгтное налогообложение (временно), поощрительное кредитование, бесплатную рекламу в государственных средствах массовой информации и информационных сборниках и т.д.;
    ориентирование малого предпринимательства на стабильность результатов, а не на количественный рост;
    обеспечение защиты от организованной преступности, считая это важным условием развития мелкого бизнеса.

    д) строительный комплекс
Большая роль в укреплении материально-технческой базы всех отраслей республики принадлежит строительному комплексу. Новые формы хозяйствования существенно повлияют на весь процесс организации работ по возведению обьектов, изменят практически все параметры их создания.В ходе решения проблем в строительстве будут осуществляться:
    отказ от монополизма, создание нормальной конкуренции и развитие частных строительных фирм;создание государственного проектного института;
    предоставление свободы формирования договорных цен и договорных обязательств сторон;
    заключение контрактов на сооружение обьектов на конкурсной основе;
    бюджетное финансирование только по обьектам государственной важности;
    регулирование финансирования строящихся обьектов, включенных в перечень строек для государственных нужд, согласно Положению о финансировании капитального строительства.
Резкое усиление экономических санкций за невыполнение договорных обязательств по своевременному вводу обьектов и качеству строительства приведет к более осмотрительной комплектации своей программы каждой организацией. В утверждении организационных форм управления, адекватным новым условиям хозйствования, основопологающее значение будет иметь использование многообразных форм собственности.
16. Культура, образование, наука, здравоохранение
Среди отраслей социальной сферы центральное место занимает культура, образование, здравоохранение, призванные удовлетворять запросы населения.Следует отметить, что с переходом к рыночной экономике социальный продукт отраслей культуры, образования, здравоохранения будет преимущественно платным. По мере перехода к рынку придется иметь дело с возрастанием негосударственных и платных форм доступа к источникам культуры, образования, медицинского обслуживания (страховая медицина). С ростом экономики республики будут возрастать государственные ассгнования на упомянутые цели.
    а) в области культуры
Дальнейшее развитие культуры в Абхазии формируется по следующим направлениям:
    активизация деятельности все системы культуры, ее учреждения и очагов, реформирование учебных заведений культуры, восстановление и оживление работы музеев, выставочных залов и галерей;
    формирование единой общности - народа Абхазии - на основе взаимодействия и взаимообогащения этнокультурых особенностей населения республики;государственная поддержка развития абхазской и других национальных культур, сохранение и восстановление национальных традиций, обычаев и ритуалов, народных промыслов и ремесел;
    обеспечение доступности посещения культурных мероприятий, проводимых на государственной основе, социально незащищенным слоям населения из малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров;
    укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства;проведение конкурсов, фестивалей, дней детского творчества, выявление одаренных детей и предоставление им государственой поддержки;
    развитие народных театров и различных форм самодеятельного искусства;организация и оказание помощи в создании частных учебных заведений культуры;
    ориентация государственных учреждений культуры на внедрение коммерческих досуговых форм - шоу-бизнес, туризм и т.д.;
    сохранение и пополнение книжных фондов библиотек, развитие инфрматизации библиотечного дела;
    культурное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья, участие в международных фестивалях и конкурсах;пронятие мер по реализации Закона "Об историко-культурном наследии Республики Абхазия".
Усилится роль и значимость творческих союзов и ассоциаций в различных сферах деятельности, будет проведено обьединение их на конфидеративной основе, совершенствование организационной структуры управления и оказания государством помощи в наделении оборотными средствами, выделение беспроцентных кредитов и оказание практической помощи под конкретные программы, направляемые на решения актуальных задач развития культуры - литературы, театрального , изобразительного и музыкального искусства, народного творчества, хореографии, издательского дела и т.д., пропаганды лучших работ странах ближнего и дальнего зарубежья.
    б) в области науки
Академия наук Абхазии и Абхазский государственный университет станут центром проведения поисковых и прикладных исследований в области экономики, аграрных, естественных, гуманитарных и общественных наук, способствующих возрождению национальной экономики и культуры, повышению рейтинга и престижа Республики Абхазия в странах ближнего и дальнего зарубежья.Основными задачами в этом плане являются:
    формирование и использование целевых фондов для проведения исследований, разработка комплекса экономических и социальных мер, способствующих поэтапному переводу Абхазии на рельсы рыночной экономики;
    проведение на хоздоговорных началах исследований, консультационных услуг, разработка методических рекомендаций и др. актуальных работ;организация и содействие международному сотрудничеству во всех сферах науки, проведение международных семинаров, совещаний, с целью расширения деловых контактов между учеными и специалистами;
    осуществление экспертизы крупных научных программ, инвестиционных проектов, законодательных и других нормативных актов, влияющих на международное развитие, международное сотрудничество и интеграцию;
    организация и поддержание банка информации по всем проблемам науки, использование в этих целях системы "Интернет";
    содействие в создании и развитии сети учебных и исследовательских организаций, в том числе и на негосударственной основе;
    подготовка и переподготовка научных кадров и специалистов, оказание практической помощи молодым ученым;
    охрана прав творческих работников и интелектуальной собствености;обеспечение организационно-экономических условий поступления достоверной экономической информации, необходимой и достаточной для формирования экономической политики и для ее реализации;
    обеспечения принятия рациональных решений на основе полного удовлетворения информационных потребностей;
    оптимизация потоков управленческой информации в республике;сокращение трудоемкости системы сбора и использования информации.

    в) в области образования
Образовательная система республики - сложная, многофункциональная сфера, состоящая из самостоятельных, законченных образовательных блоков, тесно связанных между собой. Основой ее преобразования должна стать разработка одной государственной политики, предусматривающей:
    проведение реформы общеобразовательной школы в рамках программы развития абхазского языка, утвержденной Президентом Республики Абхозия;ремонт и восстановление школьных и дошкольных учреждений;
    обеспечение преподавателей, воспитателей и учеников литературой, создание и издание новых учебников, учебно-методических пособий и программ;
    развитие различных форм негосударственного образования на всех уровнях, при соответствующем контроле со стороны государства и не в ущерб бесплатному, создание попечительских комитетов, развитие частных образовательных учреждений, уделение особенного внимания преподаванию родных языков и литературы в школах;
    реорганизация системы профтехобразования и среднего специального образования с изменением их профиля сообразно потребностям народного хозяйства и требованиям рыночной экономики;
    разработку и осуществление конкретной программы подготовки кадров высшей квалификации, основанной на обеспечении специалистами приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение соответствющими кадрами сельских школ;
    улучшение системы подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации за пределами республики Абхазия.

    г) в области здравоохранения
Послевоенный период в республике характеризуется ухудшением состояния всех служб здравохранения. Отсутствие достаточного бюджетного финансирования непосредственно отрицательно отражается на качестве лечебного процесса, осуществлении необходимых профилактических мероприятий, на состоянии материально-технической базы и медикаментозном обеспечении.В связи с этим следует разработать комплексную программу реформирования всей системы здравоохранения, предусматривающую:
    проведение структурных преобразований в системе лечебных учреждений республики;
    сосредоточение имеющегося научного и материально-технического потенциала для обспечения населения страны необходимым набором медицинских услуг соответствующего качества;
    подготовку и повышение квалификации, периодическую аттестацию врачей, освоение смежных специальностей;
    организацию постоянно действующего мониторинга за показателями здоровья населения, профилактической деятельности здравоохранения и, как результат, - обеспечение обьективной системы планирования работы здравоохранения;организацию комплексного обслуживания инвалидов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и грузино-абхазской войны (1992-1993 гг.);
    развитие службы материнства и детства путем улучшения преемственности в работе родовспомогательных учреждений и общей лечебно-профилактичской сети;
    финансовую поддержку и поощрение рождаемости,оказываение действенной помощи со стороны государства семьям, имеющим трех и более детей;
    разработку и внедрение системы обязательного медицинского страхования населения;
    развитие платных форм медицинского обслуживания.
17. Социальная политика
Формирование рыночной экономики сопряжено с ухудшением социальной защищенности населения, и в особенности лиц преклонного возрста. В этих условиях социальная политика должна быть направлена на:
    формирование социально ориентированного бюджета;
    обеспечение населения республики социальными гарантиями от общества и государства;
    принятие мер по восстановлению старых рабочих мест и созданию новых;
    принятие законодательных актов, направленных на формирование организованного рынка труда, активизацию работы республиканской и региональных служб занятости;
    изменение в распределительных отношениях - реформирование оплаты труда, в основу которой должна быть положена минимальная заработная плата, исчисленная в соответствии с минимальным потребительским бюджетом;
    развитие песнионных фондов и фондов социального страхования, сети страховых компаний, осуществление пенсионной реформы 3-х уровней:
      1) государственный - пенсионеру обеспечиваются пенсионныые доходы, способные удовлетворить его основные потребности, создав минимальные социальные гарантии;
      2) негосударственное или дополнительное обслуживание обязательного пенсионного страхования, основанное на взносах индивидуальных счетов;
      3) индивидуальная система
      , основанная на заключении договора между страхующимся и страховой компанией;
    осуществление целевой государственой помощи инвалидам Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и грузино- абхазской войны (1992-1993 гг.) и наиболее незащищенным в социальном плане слоям населения;
    создание пенсионной системы, носящий преимущественно адресный характер, т.е. учитывающей материальное положение данного конкретного пенсионера;расширение сферы благотворительной деятельности и охвата, в первую очередь, нуждающихся детей, лиц преклонного возраста и инвалидов;
    разработка и осущетвление специальной программы улучшения демографической ситуации в республике, основанной на четко продуманной системе стимулирования рождаемости, государственной поддержке и помощи многодетным семьям.
18. Физкультура, спорт и государственная молодёжная политика
Физическая культура и спорт тесно связаны с политическим, экономическим и социальным прогрессом нашего общества. Перед обществом стоит неотложная задача привлечения к спорту большинства населения республики, возрождения традиции Абхазии как кузницы спортивных кадров международного уровня в различных видах спорта.Развитие физической культуры и спорта, в основном, будет осуществляться по следующим направлениям:
    развитие массвого спортивного и физкультурного движения в целях укрепления здоровья населения;
    развитие профессионального спорта в интересах отстаивания приоритета Республики Абхазия в международных соревнованиях и признания ее в странах ближнего и дальнего зарубежья;
    создание профессиональных и любительских клубов для организации спортивной работы на уровне действующих мировых стандартов;
    создание новых детских спортивных школ, групп при профессиональных и любительских клубах;организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий среди инвалидов грузино-абхазской войны;
    организация летних спортивно-оздоровительных лагерей для детей школьного возраста;
    использование естественных природно-климатических условий Абхазии для проведения спортивных и туристических соревнований;
    подготовка кадров для работы с детьми и взрослыми на любительском и профессиональном уровне;
    пересмотр организации системы физического воспитания во всех учреждениях соответствующего профиля с использованием рыночных механизмов;
    осуществление развития спорта согласно законодательной базе и, в частности, Закону "О физической культуре и спорте";
    осуществление капитально-восстановительного ремонта спортивных обьектов;проведние международных спортивных соревнований на призы, учрежденные в республике и странах зарубежья
    ;развитие национальных видов спорта;организация финансовой помощи дйствующим командам мастеров по футболу, боксу, борьбе и др. видам спорта;
    организация рекламы и маркетинга спортивной работы.
Разработка комплексной программы реализации государственной молодежной политики предпологает:
    совершенствование системы механизмов реализации государственной молодежной политики;
    создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;
    решение социально-экономических проблем молодежи, включая поддержку молодых семей;
    решение вопросов профессионального развития и занятости молодежи, молодежного предпринимательства и деловой активности;
    интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественнного и научно-технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;
    правовая защита и социальная защита молодежи, детских и молодежных обьединений.
19. Экология
Практическая реализация намеченных экономических реформ возможна при условии охраны окружающей среды, с учетом рационального использования природных ресурсов.В настоящее время задача стоит в установлении разумного равновесия между тем, что мы берем от природы, насколько вмешиваемся в нее, и тем, что даем природе, как восстанавливаем ее во имя жизни настоящих и будущих поколений.Необходимо предотвращение разрушающего воздействия на природу, что приведет к ухудшению экологической ситуации в Абхазии.Основные задачи программы охраны уникальной природы Абхазии должны учитывать:
    международный опыт устойчивого экологического развития;
    обеспечение экологической безопасности населения и окружающей природной среды как целостной системы;
    запрещение вовлечения в хозйяственную деятельность охраяемых и других прородно-ландшафтных территорий;
    охрану геологической среды Галского, Очамчырского, и Гулрыпшского районов от подтопления, разрушения берегов рек, устройство противопаводковых мероприятий и дамб;
    развитие наукоемких и ресурсосберегающих технологий и производств с целью оптимизации взимодействия с окружающей средой, размещение новых производств в соответствии с требованиями экологической безопасности;
    усиление роли экологической экспертизы новой техники и новых технологий;
    приемку в эксплуатацию обьектов государственными комиссиями только при выполнении всех предусмотренных в проектах природоохранных мероприятий;
    разработка нормативов землепользования про подготовке и проведении строительных и ремонтных работ;
    обеспечение эффективной санитарной защиты городских и сельских водозаборов, охраны месторождений питьевой воды;прогнозирование и разработка мероприятий по защите населения от возможных природных и техногенных бедствий, аварий и катастроф;
    формирование экологической культуры личности, создание и реализация программы экологического воспитания и образования.
20. Репатриация
В силу сложившихся исторических причин на рубеже 60-80 гг. XIX столетия значительное количество населения Абхазии было вынуждено покинуть свою землю. В дальнейшем колониальная политика, проводимая в отношении Абхазии, не давала возможности выходцам из нее и их потомкам вернуться на свою историческую родину.Государство, считая одной из своих главных целей создание возможности репатриантам, проживающим за рубежом, вернуться на родину, должно создавать условия для репатриации и абсорбции абхазов, проживающих за рубежом и считающих Абхазию своей исторической родиной, а также оказание репатриантам содействия в:
    получении ими в стране прежнего проживания выездных документов, необходимых виз и согласований;
    информационно-консультационных услугах, урегулировании таможенных формальностей, перевозке личного имущества, оформления проездных документов;
    получнии необходимых документов, связанных с получением гражданства Республики Абхазия;
    решении жилищных проблем, социальной адаптации, трудоустройстве, учебе, медицинском обслуживании и т.д.;
    создание и функционировании производственных, сельскохозяйственных и коммерческих предприятий, банков, учреждений культуры и т.д.;получении земельных участков для создания фермерских хозяйств, стороительства жилых домов для их нужд;
    получении материальной помощи в виде пособий и ссуд.
Реализация указанных мероприятий должна осуществляться на основании Государственной программы по репатриации за счет средств внебюджетного фонда репатриации, спонсорских ассигнований, пожертвований граждан и других источников.
Заключение
Предложения по разработке Государственной программы экономического развития Республики Абхазия на 2000-2010 гг. не могут, естественно, претендовать на охват всех проблем долгосрочной перспективы.
Основное внимание было уделено обоснованию исходных положений и принципов постороения программы, рассмотрению главных вопросов социально-экономической политики, исходя из реально имеющихся возможностей экономических преобразований.
Вывод о безотлагательном утверждении Правительством Абхазия долгосрочной Программы основан на том факте, что реформу следует проводить системно, а ее главные регуляторы - законы и другие нормативные акты конструктивно должны взаимодействовать.Необходимо отметить, что реализация программы во многом зависит от восстановления законности и правопорядка, расширении социальной базы реформ и вовлечения в процесс преобразований широких слоев населения.
Практическая реализация упомянутых проблем позволит реально использовать исторический шанс - постороение независимого демократического правового государства - Республики Абхазия.

 © The Newspaper&Coffee WEB Team 2000-2001

Hosted by uCoz