HOME
ПИСЬМО ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АБХАЗИИ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ ГОСПОДИНУ КОФИ АННАНУ ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Ваше превосходительство,
позвольте, прежде всего, выразить искреннюю признательность Вам и Вашему Специальному Представителю г-ну Дитеру Бодену за постоянные усилия по мирному урегулированию грузино-абхазского конфликта.
Выдворение грузинских оккупационных войск за пределы Абхазии в 1993 году привело к прекращению грузино-абхазского конфликта и восстановлению мира в Абхазии.
Организация Объединенных Наций, главное назначение которой состоит в поддержании мира и международной безопасности, развитии дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов и деятельности, направленной на предотвращение и устранение угрозы миру, подавления актов агрессии, а также на урегулирование всевозможных проблем, представляющих интерес для всего человечества, подключилась к урегулированию грузино-абхазского конфликта на ранней его стадии, когда в результате оккупации грузинскими правительственными войсками большей части территории Абхазии и проводившейся грузинским правительством политики этнической чистки негрузинского населения десятки тысяч абхазов, русских, армян, греков и представителей других этнических групп населения Абхазии оказались в положении беженцев.
Со времени начала политического процесса, проходящего под эгидой Организации Объединенных Наций, при посредничестве Российской Федерации в качестве содействующей стороны и при участии ОБСЕ, на определенном этапе был достигнут значительный прогресс, в результате которого стало возможным подписание таких важных документов как Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазскому конфликта, приложенное к нему Четырехстороннее соглашение о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц и Соглашение о прекращении огня и разъединение сил.
Эти документы, подписанные как сторонами в конфликте, так и представителями ООН, РФ, ОБСЕ, получили высокую оценку Совета Безопасности ООН.
В заявлении Председателя Совета (5/РК,8Т/1994/17), в частности от имени Совета было заявлено, что Совет Безопасности рассматривает подписание документов от 4 апреля 1994 года обнадеживающим событием, закладывающим основу для дальнейшего прогресса на пути к политическому урегулированию в ходе следующих раундов переговоров.
В своей резолюции 937(1994) от 21 июля 1994 года Совет Безопасности приветствовал Соглашение о прекращении огня и разъединении сил, подписанное в Москве 14 мая 1994 года и признавал "важность последовательного и всестороннего осуществления Заявления о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта (8/1994/397, приложение 1) и Четырехстороннее соглашения".
Во время очередного раунда переговоров, проходившего после подписания Московских соглашений от 4 апреля 1994 года в Женеве с 19 по 22 апреля, Организация Объединенных Наций представила на дальнейшее рассмотрение два документа: "Предложения относительно политических и правовых элементов всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта" и "Приложения о создании координационной комиссии". В этих документах, основывающихся на положениях уже достигнутых договоренностей, излагались предложения, представляющие взаимный интерес для конфликтующих сторон. Ни одной, ни другой стороне не предлагалось соглашаться с этими предложениями на том этапе, но было решено, что они послужат основой для обсуждения в ходе следующего раунда переговоров.
Из этих документов видно, что предпринимавшееся Организацией Объединенных Наций усилия были направлены на изыскание решения, предусматривающего, что Абхазия будет являться субъектом, обладающим суверенными правами, в составе союзного государства, которое будет создано в результате переговоров после урегулирования спорных вопросов и название которого будет определено сторонами также в ходе дальнейших переговоров.
Речь, таким образом, не шла о том, что Абхазия будет являться субъектом Грузинского государства. Участники переговорного процесса рассматривали Абхазию и Грузию в качестве двух образований, которые на равноправной основе могли бы создать в будущем общее государство.
К сожалению, в ходе последующих раундов переговоров не было достигнуто какое-либо значительного прогресса в деле достижения всеобъемлющего политического урегулирования конфликта. Причиной отсутствия прогресса послужили воспринимаемые Нами с глубокой обеспокоенностью отход Организации Объединенных Наций от согласованных основополагающих принципов урегулирования конфликта и предпринимаемые ООН попытки навязать абхазскому народу урегулирование в рамках грузинского государства.
Позиция Республики Абхазия относительно проблемы урегулирования, с учетом признания Советом Безопасности ООН важности последовательного всестороннего осуществления "Заявления о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта (8/1994/397, приложение I)" и "Четырехстороннего соглашения (8/1994/397, приложение II)", была выражена Президентом Республики Абхазия г-ном Ардзинба В.Г. еще 20 апреля 1995 года во время консультаций со Специальным посланником Генерального Секретаря послом Эдвардом Бруннером. Во время этих консультаций г-н Ардзинба заявил о том, что "основополагающие принципы возможного решения были изложены в Заявлении о мерах по политическому урегулированию, подписанному 4-го апреля 1994 года и дополнены в рабочем документе о возможных политических и правовых компонентах будущего статуса Абхазии, принятым в качестве основы для обсуждения в ноябре 1994 года". Было также заявлено, что "речь в этих документах шла о союзном государстве, в котором отношения будут определяться горизонтальными связями между двумя равноправными государствами, в то время как все, что предлагается сегодня, касается автономии" (5/1995/432, пункт 5). А в 2000 году в письме, адресованном Вам, г-н Ардзинба вновь подтвердил позиции Абхазии.
Со времени создания Организации Объединенных Наций в нее вступили в качестве суверенных независимых государств десятки стран, народы которых ранее находились под иностранным господством. В этих исторических переменах ООН сыграла значительную роль, поощряя устремления зависимых народов, определяя цели и устанавливая нормы, которые ускорили бы достижение ими своей независимости.
При рассмотрении вопроса об оставшихся колониальных территориях Генеральная Ассамблея ежегодно подтверждает, что дальнейшее существование колониализма во всех его формах и проявлениях несовместимо с уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека и Декларацией о де колонизации и представляет собой серьезную угрозу международному миру и безопасности и является отрицанием основных прав человека.
Ассамблея подтверждает также свое признание законности борьбы народов, находящихся под колониальным и иностранным господством, за осуществление права на самоопределение и независимость всеми необходимыми средствами, имеющимися у них в распоряжении и настоятельно призывает специализированные учреждения и другие организации системы Организации Объединенных Наций оказывать всю необходимую моральную и материальную помощь народам зависимых территорий и их национально-освободительным движениям.
История взаимоотношений Грузии и Абхазии в течение 20-го века характеризуется непрекращающимся стремлением Грузии воспрепятствовать самоопределению абхазского народа. Национально-освободительное движение абхазского народа даже в условиях тоталитарного режима, включая сталинское правление, добивалось выхода Абхазии из состава Грузинской ССР, что приводило к периодическим грузино-абхазским конфликтам в 1947, 1957, 1967, 1977-1980, 1989, 1991 годах.
Усилия национально-освободительного движения увенчались успехом в 1991 году к моменту распада Советского Союза, когда государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией были прекращены.
Стремясь воспрепятствовать рецессии, 14 августа 1992 года Грузия, применив вооруженные силы против суверенитета и политической независимости Абхазии, осуществила вооруженное вторжение на территорию Абхазии и оккупировала большую ее часть, что является prima facie свидетельством акта агрессии.
Необходимым условием определения применимых к грузино-абхазскому конфликту норм международного права является правильное определение характера самого конфликта.
Республика Абхазия, ставшая жертвой грузинской агрессии, в полном соответствии с принципами международного права, в порядке самообороны и реализации своего права на самоопределение, с целью достижения свободы и независимости и восстановления территориальной неприкосновенности вела освободительную войну против Республики Грузия. Грузино-абхазский конфликт необходимо рассматривать как международный вооруженный конфликт, поскольку в соответствии с международным правом вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации в осуществление своего права на самоопределение, являются международными конфликтами. В связи с международным характером вооруженного конфликта между Грузией и Абхазией невозможно реализовать рекомендации Организации Объединенных Наций, предполагающие достижение "урегулирования вопроса о политическом статусе Абхазии в составе государства Грузия при полном уважении суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно-признанных границ".
При выработке рекомендаций по полномасштабному политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта необходимо исходить из понимания того, что в соответствии с международным правом, признание мировым сообществом независимости Грузии не означает признания притязаний Грузии в отношении территории Абхазии.
Мы глубоко убеждены в том, что не может быть предусмотрено никакого решения, в котором бы в полной мере не были бы приняты во внимание законные чаяния абхазского народа, и что необходимо содействовать мерам, направленным на справедливое решение проблемы грузино-абхазских взаимоотношений, включая подтверждение неотъемлемого права абхазского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет Абхазии.
В связи с тем, что Республика Абхазия в соответствии с Конституцией и нормами международного права обладает статусом государства и является в качестве такового субъектом международного права вне зависимости от ее признания или непризнания другими субъектами международного права, считаем нецелесообразным выработку каких-либо рекомендаций, содержащих предложения по определению политического статуса Абхазии. Исходя из того, что Абхазия обладает статусом государства, осуществляет территориальное верховенство и эффективный контроль на всей территории Республики Абхазия, речь должна идти лишь о признании суверенитета и независимости Абхазии, с учетом того, что в соответствии с новой Конституцией Республики Абхазия, принятой 26 ноября 1994 года, были проведены свободные демократические парламентские выборы, выборы Президента и органов местного самоуправления, была сформирована исполнительная власть.
Семь лет назад народ Абхазии освободился от чужеземного господства и, искренне веря в справедливость своей борьбы, рассчитывал на поддержку международным сообществом его усилий по построению свободного, подлинно демократического сообщества и правового государства. Абхазия имела в качестве своей цели освобождение своей земли и защиту прав своего народа на самоопределение.
Не может не вызывать сожаления неприятие международным сообществом стремления народа Абхазии к свободе и счастью, выражающееся в том, чтобы занять самостоятельное и равное место среди народов мира.
Заслуживает также осуждения осуществляемый в отношении Абхазии с целью ее полной политической и экономической изоляции режим санкций, действие которого несет с собой негативные последствия для ни в чем не повинных мирных граждан и уязвимых групп населения и представляет собой серьезное нарушение принципов международного гуманитарного права и положений Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других многочисленных международных документов, касающихся прав человека.
Уважаемый г-н Генеральный Секретарь!
Мнение международного сообщества о необходимости осуществления принципов Устава ООН и требование освободившегося от колониального господства народа Абхазии о предоставлении ему возможности пользоваться полной независимостью и свободой, в соответствии со свободно выраженной им волей и желанием, подтвержденными результатами проведенного 3 октября 1999 года Референдума, участие в котором приняли 60% от общего числа избирателей довоенного периода, и принятым на основе этих результатов Актом о государственной независимости Республики Абхазия, должны привести к признанию мировым сообществом суверенитета и независимости Абхазии.
Успех национально-освободительной борьбы абхазского народа и сложившаяся в результате этого международная обстановка предоставили международному сообществу уникальную возможность внести решающий вклад в дело ликвидации грузинского колониализма. Мы верим и надеемся на то, что вклад этот будет внесен.

Председатель народно-патриотического движения "Апсны"
Г.Агрба
Председатель Союза ветеранов отечественной войны 1992-1993гг. "Амцахара"
С.Дбар
Председатель Движения матерей Абхазии "За мир и социальную справедливость"
Г.Кичба
Председатель Совета старейшин Абхазии
П.Адзинба
Председатель Конгресса русских общин Абхазии
Г.Никитченко
Председатель Национальной Комиссии по Правам Человека Республики Абхазии
В.Хагба
Председатель Греческого благотворительного центр "Ирини"
Н.Патулиди
Председатель Польской общины Республики Абхазия
Л.Зелинская
Председатель ЦИК Коммунистической партии Республики Абхазии
Э.Капба
Президент Армянского культурно-благотворительного общества "Крунк"
А.Тополян
Президент Ассоциации "Апсабара бзиабара"
В.Допуа
Председатель Абхазского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом "Апсагил"
Ю.Аргун
Председатель Республиканского совета ветеранов войны, труда и вооруженных сил
А.Тария
Вице-президент Абхазской Ассоциации содействия ООН
Ю.Тория
Председатель Политсовета Народной партии Абхазии
Я.Лакоба
Председатель еврейского культурно-благотворительного общества Абхазии
Е.Черняк
Председатель фонда "Гражданская инициатива и человек будущего"
Т.Кецба
Директор "Центра поддержки демократии и прав человека
Н.Акаба
Исполнительный директор Центра Гуманитарных Программ
Б.Кобахия
Председатель фонда "Права человека и гражданское общество"
М.Бжания
Председатель "Союза защитников Абхазии"
З.Хварцкия
Председатель Федерации независимых профсоюзов Абхазии
А.Айба


г.Сухум
16 октября 2000 г.

 © The Newspaper&Coffee WEB Team 2000-2001

Hosted by uCoz