Ваше превосходительство,
позвольте, прежде всего, выразить искреннюю признательность Вам и Вашему
Специальному Представителю г-ну Дитеру Бодену за постоянные усилия по
мирному урегулированию грузино-абхазского конфликта.
Выдворение грузинских оккупационных войск за пределы Абхазии в 1993 году
привело к прекращению грузино-абхазского конфликта и восстановлению мира
в Абхазии.
Организация Объединенных Наций, главное назначение которой состоит в поддержании
мира и международной безопасности, развитии дружественных отношений между
нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов
и деятельности, направленной на предотвращение и устранение угрозы миру,
подавления актов агрессии, а также на урегулирование всевозможных проблем,
представляющих интерес для всего человечества, подключилась к урегулированию
грузино-абхазского конфликта на ранней его стадии, когда в результате
оккупации грузинскими правительственными войсками большей части территории
Абхазии и проводившейся грузинским правительством политики этнической
чистки негрузинского населения десятки тысяч абхазов, русских, армян,
греков и представителей других этнических групп населения Абхазии оказались
в положении беженцев.
Со времени начала политического процесса, проходящего под эгидой Организации
Объединенных Наций, при посредничестве Российской Федерации в качестве
содействующей стороны и при участии ОБСЕ, на определенном этапе был достигнут
значительный прогресс, в результате которого стало возможным подписание
таких важных документов как Заявление о мерах по политическому урегулированию
грузино-абхазскому конфликта, приложенное к нему Четырехстороннее соглашение
о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц и Соглашение о
прекращении огня и разъединение сил.
Эти документы, подписанные как сторонами в конфликте, так и представителями
ООН, РФ, ОБСЕ, получили высокую оценку Совета Безопасности ООН.
В заявлении Председателя Совета (5/РК,8Т/1994/17), в частности от имени
Совета было заявлено, что Совет Безопасности рассматривает подписание
документов от 4 апреля 1994 года обнадеживающим событием, закладывающим
основу для дальнейшего прогресса на пути к политическому урегулированию
в ходе следующих раундов переговоров.
В своей резолюции 937(1994) от 21 июля 1994 года Совет Безопасности приветствовал
Соглашение о прекращении огня и разъединении сил, подписанное в Москве
14 мая 1994 года и признавал "важность последовательного и всестороннего
осуществления Заявления о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского
конфликта (8/1994/397, приложение 1) и Четырехстороннее соглашения".
Во время очередного раунда переговоров, проходившего после подписания
Московских соглашений от 4 апреля 1994 года в Женеве с 19 по 22 апреля,
Организация Объединенных Наций представила на дальнейшее рассмотрение
два документа: "Предложения относительно политических и правовых элементов
всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта" и "Приложения
о создании координационной комиссии". В этих документах, основывающихся
на положениях уже достигнутых договоренностей, излагались предложения,
представляющие взаимный интерес для конфликтующих сторон. Ни одной, ни
другой стороне не предлагалось соглашаться с этими предложениями на том
этапе, но было решено, что они послужат основой для обсуждения в ходе
следующего раунда переговоров.
Из этих документов видно, что предпринимавшееся Организацией Объединенных
Наций усилия были направлены на изыскание решения, предусматривающего,
что Абхазия будет являться субъектом, обладающим суверенными правами,
в составе союзного государства, которое будет создано в результате переговоров
после урегулирования спорных вопросов и название которого будет определено
сторонами также в ходе дальнейших переговоров.
Речь, таким образом, не шла о том, что Абхазия будет являться субъектом
Грузинского государства. Участники переговорного процесса рассматривали
Абхазию и Грузию в качестве двух образований, которые на равноправной
основе могли бы создать в будущем общее государство.
К сожалению, в ходе последующих раундов переговоров не было достигнуто
какое-либо значительного прогресса в деле достижения всеобъемлющего политического
урегулирования конфликта. Причиной отсутствия прогресса послужили воспринимаемые
Нами с глубокой обеспокоенностью отход Организации Объединенных Наций
от согласованных основополагающих принципов урегулирования конфликта и
предпринимаемые ООН попытки навязать абхазскому народу урегулирование
в рамках грузинского государства.
Позиция Республики Абхазия относительно проблемы урегулирования, с учетом
признания Советом Безопасности ООН важности последовательного всестороннего
осуществления "Заявления о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского
конфликта (8/1994/397, приложение I)" и "Четырехстороннего соглашения
(8/1994/397, приложение II)", была выражена Президентом Республики Абхазия
г-ном Ардзинба В.Г. еще 20 апреля 1995 года во время консультаций со Специальным
посланником Генерального Секретаря послом Эдвардом Бруннером. Во время
этих консультаций г-н Ардзинба заявил о том, что "основополагающие принципы
возможного решения были изложены в Заявлении о мерах по политическому
урегулированию, подписанному 4-го апреля 1994 года и дополнены в рабочем
документе о возможных политических и правовых компонентах будущего статуса
Абхазии, принятым в качестве основы для обсуждения в ноябре 1994 года".
Было также заявлено, что "речь в этих документах шла о союзном государстве,
в котором отношения будут определяться горизонтальными связями между двумя
равноправными государствами, в то время как все, что предлагается сегодня,
касается автономии" (5/1995/432, пункт 5). А в 2000 году в письме, адресованном
Вам, г-н Ардзинба вновь подтвердил позиции Абхазии.
Со времени создания Организации Объединенных Наций в нее вступили в качестве
суверенных независимых государств десятки стран, народы которых ранее
находились под иностранным господством. В этих исторических переменах
ООН сыграла значительную роль, поощряя устремления зависимых народов,
определяя цели и устанавливая нормы, которые ускорили бы достижение ими
своей независимости.
При рассмотрении вопроса об оставшихся колониальных территориях Генеральная
Ассамблея ежегодно подтверждает, что дальнейшее существование колониализма
во всех его формах и проявлениях несовместимо с уставом ООН, Всеобщей
декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека и
Декларацией о де колонизации и представляет собой серьезную угрозу международному
миру и безопасности и является отрицанием основных прав человека.
Ассамблея подтверждает также свое признание законности борьбы народов,
находящихся под колониальным и иностранным господством, за осуществление
права на самоопределение и независимость всеми необходимыми средствами,
имеющимися у них в распоряжении и настоятельно призывает специализированные
учреждения и другие организации системы Организации Объединенных Наций
оказывать всю необходимую моральную и материальную помощь народам зависимых
территорий и их национально-освободительным движениям.
История взаимоотношений Грузии и Абхазии в течение 20-го века характеризуется
непрекращающимся стремлением Грузии воспрепятствовать самоопределению
абхазского народа. Национально-освободительное движение абхазского народа
даже в условиях тоталитарного режима, включая сталинское правление, добивалось
выхода Абхазии из состава Грузинской ССР, что приводило к периодическим
грузино-абхазским конфликтам в 1947, 1957, 1967, 1977-1980, 1989, 1991
годах.
Усилия национально-освободительного движения увенчались успехом в 1991
году к моменту распада Советского Союза, когда государственно-правовые
отношения между Абхазией и Грузией были прекращены.
Стремясь воспрепятствовать рецессии, 14 августа 1992 года Грузия, применив
вооруженные силы против суверенитета и политической независимости Абхазии,
осуществила вооруженное вторжение на территорию Абхазии и оккупировала
большую ее часть, что является prima facie свидетельством акта агрессии.
Необходимым условием определения применимых к грузино-абхазскому конфликту
норм международного права является правильное определение характера самого
конфликта.
Республика Абхазия, ставшая жертвой грузинской агрессии, в полном соответствии
с принципами международного права, в порядке самообороны и реализации
своего права на самоопределение, с целью достижения свободы и независимости
и восстановления территориальной неприкосновенности вела освободительную
войну против Республики Грузия. Грузино-абхазский конфликт необходимо
рассматривать как международный вооруженный конфликт, поскольку в соответствии
с международным правом вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу
против колониального господства и иностранной оккупации в осуществление
своего права на самоопределение, являются международными конфликтами.
В связи с международным характером вооруженного конфликта между Грузией
и Абхазией невозможно реализовать рекомендации Организации Объединенных
Наций, предполагающие достижение "урегулирования вопроса о политическом
статусе Абхазии в составе государства Грузия при полном уважении суверенитета
и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно-признанных
границ".
При выработке рекомендаций по полномасштабному политическому урегулированию
грузино-абхазского конфликта необходимо исходить из понимания того, что
в соответствии с международным правом, признание мировым сообществом независимости
Грузии не означает признания притязаний Грузии в отношении территории
Абхазии.
Мы глубоко убеждены в том, что не может быть предусмотрено никакого решения,
в котором бы в полной мере не были бы приняты во внимание законные чаяния
абхазского народа, и что необходимо содействовать мерам, направленным
на справедливое решение проблемы грузино-абхазских взаимоотношений, включая
подтверждение неотъемлемого права абхазского народа на самоопределение,
национальную независимость и суверенитет Абхазии.
В связи с тем, что Республика Абхазия в соответствии с Конституцией и
нормами международного права обладает статусом государства и является
в качестве такового субъектом международного права вне зависимости от
ее признания или непризнания другими субъектами международного права,
считаем нецелесообразным выработку каких-либо рекомендаций, содержащих
предложения по определению политического статуса Абхазии. Исходя из того,
что Абхазия обладает статусом государства, осуществляет территориальное
верховенство и эффективный контроль на всей территории Республики Абхазия,
речь должна идти лишь о признании суверенитета и независимости Абхазии,
с учетом того, что в соответствии с новой Конституцией Республики Абхазия,
принятой 26 ноября 1994 года, были проведены свободные демократические
парламентские выборы, выборы Президента и органов местного самоуправления,
была сформирована исполнительная власть.
Семь лет назад народ Абхазии освободился от чужеземного господства и,
искренне веря в справедливость своей борьбы, рассчитывал на поддержку
международным сообществом его усилий по построению свободного, подлинно
демократического сообщества и правового государства. Абхазия имела в качестве
своей цели освобождение своей земли и защиту прав своего народа на самоопределение.
Не может не вызывать сожаления неприятие международным сообществом стремления
народа Абхазии к свободе и счастью, выражающееся в том, чтобы занять самостоятельное
и равное место среди народов мира.
Заслуживает также осуждения осуществляемый в отношении Абхазии с целью
ее полной политической и экономической изоляции режим санкций, действие
которого несет с собой негативные последствия для ни в чем не повинных
мирных граждан и уязвимых групп населения и представляет собой серьезное
нарушение принципов международного гуманитарного права и положений Всеобщей
декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других
многочисленных международных документов, касающихся прав человека.
Уважаемый г-н Генеральный Секретарь!
Мнение международного сообщества о необходимости осуществления принципов
Устава ООН и требование освободившегося от колониального господства народа
Абхазии о предоставлении ему возможности пользоваться полной независимостью
и свободой, в соответствии со свободно выраженной им волей и желанием,
подтвержденными результатами проведенного 3 октября 1999 года Референдума,
участие в котором приняли 60% от общего числа избирателей довоенного периода,
и принятым на основе этих результатов Актом о государственной независимости
Республики Абхазия, должны привести к признанию мировым сообществом суверенитета
и независимости Абхазии.
Успех национально-освободительной борьбы абхазского народа и сложившаяся
в результате этого международная обстановка предоставили международному
сообществу уникальную возможность внести решающий вклад в дело ликвидации
грузинского колониализма. Мы верим и надеемся на то, что вклад этот будет
внесен.
Председатель народно-патриотического движения "Апсны" |
Г.Агрба
|
Председатель Союза ветеранов отечественной войны 1992-1993гг.
"Амцахара" |
С.Дбар
|
Председатель Движения матерей Абхазии "За мир и социальную
справедливость" |
Г.Кичба
|
Председатель Совета старейшин Абхазии |
П.Адзинба
|
Председатель Конгресса русских общин Абхазии |
Г.Никитченко
|
Председатель Национальной Комиссии по Правам Человека
Республики Абхазии |
В.Хагба
|
Председатель Греческого благотворительного центр "Ирини"
|
Н.Патулиди
|
Председатель Польской общины Республики Абхазия |
Л.Зелинская
|
Председатель ЦИК Коммунистической партии Республики
Абхазии |
Э.Капба
|
Президент Армянского культурно-благотворительного общества
"Крунк" |
А.Тополян
|
Президент Ассоциации "Апсабара бзиабара" |
В.Допуа
|
Председатель Абхазского общества по культурным связям
с соотечественниками за рубежом "Апсагил" |
Ю.Аргун
|
Председатель Республиканского совета ветеранов войны,
труда и вооруженных сил |
А.Тария
|
Вице-президент Абхазской Ассоциации содействия ООН |
Ю.Тория
|
Председатель Политсовета Народной партии Абхазии |
Я.Лакоба
|
Председатель еврейского культурно-благотворительного
общества Абхазии |
Е.Черняк
|
Председатель фонда "Гражданская инициатива и человек
будущего" |
Т.Кецба
|
Директор "Центра поддержки демократии и прав человека |
Н.Акаба
|
Исполнительный директор Центра Гуманитарных Программ
|
Б.Кобахия
|
Председатель фонда "Права человека и гражданское общество"
|
М.Бжания
|
Председатель "Союза защитников Абхазии" |
З.Хварцкия
|
Председатель Федерации независимых профсоюзов
Абхазии |
А.Айба
|
г.Сухум
16 октября 2000 г.
|